О привлечении труда иностранных граждан
в свете нового законодательства о миграции

В начале нынешнего года вступил в силу целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы миграции. Настоящая статья направлена на оказание помощи организациям, использующим либо намеренных в будущем привлекать труд иностранных граждан, в выполнении новых требований законодательства.

Обращаем внимание на некоторые исходные условия рассматриваемой ситуации:

  • Под иностранными гражданами имеются в виду иностранные граждане временно прибывшие (и пребывающие) на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы (иностранные граждане ближнего зарубежья, кроме Туркмении и Грузии).
  • Срок временного пребывания иностранных граждан не истек.
  • Иностранные граждане имеют при себе миграционную карту с отметкой о въезде на территорию РФ и документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в качестве такового (по сути – паспорт иностранного гражданина).

Для легального привлечения труда иностранных граждан следует осуществить следующие действия:
I.   Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
II.  Получение иностранным гражданином разрешения на работу.
III. Заключение трудового договора с иностранным гражданином, имеющего разрешение на работу.
IV. Продление срока временного пребывания иностранного гражданина, но на срок не более года.

Основные моменты, которые необходимо знать при проведении мероприятий  по привлечению труда иностранных граждан.

Первое, что необходимо сделать – это осуществить действия, связанные с постановкой иностранного гражданина на учет по месту пребывания
Важно! Все бремя ответственности за эти действия возложено на принимающую сторону – российскую организацию.
От иностранного гражданина требуется только передать принимающей стороне свой паспорт для заполнения уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (далее – уведомление).
На основе сведений паспорта и миграционной карты принимающая сторона заполняет бланк уведомления на каждого иностранного гражданина и направляет в территориальный орган федерального органа миграционного учета (районное отделение УФМС по НСО) непосредственно либо почтовым отправлением. На практике бланк уведомления можно получить в районном отделе УФМС по НСО. Заполняется бланк там же.
К уведомлению должны быть приложены – копия паспорта иностранного гражданина и копия миграционной карты. Стоит отметить, что законом не установлена обязанность нотариально удостоверения копий этих документов и перевода паспорта иностранного гражданина.
Кроме указанных выше действий, для постановки на учет временно прибывшего иностранного гражданина районный отдел вправе запросить документы, подтверждающие правоспособность юридического лица – принимающей стороны.
Подавать документы о постановке на учет будет ответственное лицо принимающей стороны при предъявлении паспорта (документа, удостоверяющего личность).
Проставление органом миграционного учета отметки на отрывной части бланка уведомления является завершающим моментом постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Указанную отрывную часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета принимающая сторона отдает иностранному гражданину.

Во-вторых, работодатель обязан проверить наличие у иностранного гражданина разрешения на работу.
Для получения разрешения на работу иностранный гражданин лично в УФМС по НСО заполняет заявление (на русском языке) и предъявляет следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
б) миграционная карта;
в) документ об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу.
Отказ в приеме документов не допускается, за исключением случаев, когда представлены не все документы, указанные выше.
Срок рассмотрения заявления составляет 10 рабочих дней.
Но следует иметь в виду, что Законом установлены ограничения в выдаче разрешения на работу.
Также разрешение на работу выдается в пределах установленной квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам

В-третьих, работодатель обязан  уведомить орган миграционного учета и орган в сфере занятости населения о факте привлечения труда иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.
По общему правилу при привлечении труда иностранных граждан работодатель обязан получить разрешение на привлечение иностранной трудовой силы.
Но в случае привлечения труда иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, работодатель может не оформлять такого разрешения, а лишь уведомить орган миграционного учета и орган, в сфере занятости населения о факте привлечения труда иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Наконец, работодателю необходимо учитывать ограничения срока временного пребывания иностранных граждан, установленного законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 5 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. 

Подготовлено юристами  компании «Деловые услуги» Апрель 2007