Транспортный налог и справедливость

     В Налоговом кодексе Российской Федерации ни разу не употребляется  слово «справедливость». Но что требовать от налогового закона, если даже в Конституции России оно используется 1 раз –  в том смысле, что мол,  предки передали нам веру в справедливость.
     Так вот, в полном соответствии с Конституцией я веру в справедливость сохранил.  Но  мое понятие о справедливости входит в решительное противоречие с  соответствующими представлениями авторов транспортного налога.  А известие о том, что со следующего года предполагается увеличить федеральные ставки налога в 2 раза и областную корректировку данного налога на 30%, даже побудило меня написать данную заметку.
     Для тех, кто не в курсе: транспортный налог установлен главой 28 Налогового кодекса РФ.  Плательщиками налога признаются владельцы транспортных средств, объектом налогообложения являются транспортные средства, в т.ч. автомобили, а налоговая база определяется как мощность двигателей транспортных средств, выраженная в лошадиных силах.  Налоговые ставки определяются законами субъектов федерации, на основании следующих федеральных базовых ставок:

Наименование объекта налогообложения              Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно                                                        5
свыше 100 л.с. до 150 л.с.(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)включительно   7
свыше 150 л.с. до 200 л.с.(свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)включительно  10
свыше 200 л.с. до 250 л.с.(свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)включительно    15
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)                                                                 30


    При этом указанные налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
    Новосибирская область использовала свое право корректировки федеральных ставок и в 2009 году в Новосибирской области действовали следующие ставки:

Наименование объекта налогообложения        Налоговая ставка  (в руб.)   
1.   Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):                               
1.1. до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно                                               6    
(в ред. Закона Новосибирской области от 19.10.2006 N 31-ОЗ)     
1.2. свыше 100 л.с. до 150 л.с.
(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)включительно                                           10    
(в ред. Закона Новосибирской области от 19.10.2006 N 31-ОЗ)  
1.3. свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно, с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства:       
- до 5 лет включительно                                                                               30    
- от 5 до 10 лет включительно                                                                   22,5   
- свыше 10 лет                                                                                              15    
(пп. 1.3 в ред. Закона Новосибирской области от 19.10.2006 N31-ОЗ)    
1.4. свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1кВт до 183,9 кВт) включительно, с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства:
- до 5 лет включительно                                                                               60  
- от 5 до 10 лет включительно                                                                     45    
- свыше 10 лет                                                                                              30
 (пп.  1.4  в  ред.  Закона  Новосибирской  области  от 19.10.2006 N 31-ОЗ)
1.5. свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт), с учетом количества лет, прошедших с года выпуска  транспортного средства:     
- до 5 лет включительно                                                                             150
- от 5 до 10 лет включительно                                                                  112,5 
- свыше 10 лет                                                                                              75   
(пп.  1.5  в  ред.  Закона  Новосибирской  области  от 19.10.2006 N 31-ОЗ)      

     То есть, для автомобилей мощностью до 100 л.с. базовая ставка была увеличена в нашей области на 20%, для автомобилей мощностью  100-150 л.с. – на 42%, для автомобилей мощностью 150-200 л.с. – в 3 раза, для автомобилей мощностью 200-250 л.с. – в 4 раза, для автомобилей мощностью свыше 250 л.с. – в 5 раз.
     В результате разница в ставках налога для разных по мощности автомобилей достигает 25 раз, а разница в сумме налога  к уплате для владельцев разных по мощности автомобилей –  более 100 раз!
     У меня VOLVO XC90 с двигателем V8 мощностью 315 л.с.. В этом году я заплатил 47250 рублей транспортного налога. В тоже время владелец «жигулей» (75 л.с.) отделался 450 рублями, а скажем более похожего по классу (в смысле – полноприводный) УАЗ HUNTER – 1280 рублями.
     Где справедливость?  Мне что, государство оказало больше услуг, чем владельцу жигулей? Или я езжу по более гладким дорогам?  Или дышу более чистым воздухом? Почему такая дикая разница в налогообложении?
     Да, мой автомобиль мощнее «жигулей» в 4,2 раза. Хорошо, я готов платить в 4,2 раза больший налог.
     Да, мой автомобиль дороже «жигулей» примерно в 10 раз. Хорошо, я готов платить налог в 10 раз больший.
     Но почему меня заставляют платить в 100 раз больше???
     Если предположить, что любой налог помимо своей фискальной функции несет еще и стимулирующую функцию – показывает налогоплательщикам, какое направление развития более соответствует целям и интересам государства, то в отношении транспортного налога, по-видимому, в интересах государства, чтобы люди приобретали более современные,  экологичные и безопасные  автомобили (в целях защиты окружающей среды и безопасности участников дорожного движения).
     В этом смысле, я должен быть более симпатичен государству – мой автомобиль соответствует самым жестким требованиям – стандартам ЕВРО 4 и ULEV II. Насколько мне известно, отечественные автомобили в лучшем случае соответствуют нормам ЕВРО 3, а выпущенные до  2008 года – ЕВРО 2.  При этом разница (между ЕВРО 4 и ЕВРО 2) в содержании вредных веществ в выбросах составляет: по оксидам углерода -  10 раз, по углеводородам и оксидам азота – 5 раз.
     Что касается безопасности водителей, пассажиров и пешеходов – VOLVO  - один из признанных лидеров в мире.
     Таким образом,  мой автомобиль  меньше загрязняет окружающую среду и более безопасен для всех участников дорожного движения, но при этом я плачу самый большой налог.  И не просто больший – а как если бы у меня было 100 «жигулей»!   Представьте, насколько больший ущерб экологии и дорогам приносят 100 «жигулей».
     Мне могут возразить, что двигатель большей мощности больше потребляет бензина и соответственно, больше выделяет тепла и загрязнений.  Как бы не так! Сравним УАЗ HUNTER с двигателем ЗМЗ 409.1 мощностью 128 л.с. и VOLVO XC90  с двигателем YAMAHA V8 мощностью 315 л.с..
     Расход топлива по данным производителя – www.uaz.ru – составляет для УАЗа 13.2 л/100 км при скорости 90 км/ч. Это самый экономичный режим работы двигателя. Мой  VOLVO  в таком режиме будет потреблять около 10-11 литров на 100 км.  В смешанном же цикле по отзывам владельцев УАЗов (www.autonews.ru , www.carexpert.ru)  он требует около 20 л/100 км. Расход VOLVO в смешанном цикле – 16,5 л/100 км. При этом владелец УАЗа заплатил в 2009 году 1280 рублей транспортного налога, а я – 47250 рублей, в 37 раз больше!
     В следующем году, если Госдума и Новосибирский областной совет депутатов выполнят свои обещания, я буду тратить на уплату транспортного налога больше, чем на бензин.
     Конечно, владельцев автомобилей с мощностью двигателя более 250 л.с. не так много, и они  в любом случае не пойдут к думе или облсовету с плакатами.  Но разве это оправдывает несправедливое (и даже издевательское) отношение к ним со стороны государства?  Депутатам не следует забывать, что эти люди,  как правило,   составляют экономически активную, предпринимательскую  часть населения.  Да, они заплатят транспортный налог; но догадайтесь, на чем они съэкономят?  Правильно, на тех налогах, которые трудно администрировать.  И сделают это в больших размерах в ответ на издевательский транспортный налог.
     По моему разумению, лучший способ повысить собираемость налогов – установить  такой уровень налогов, который признавался бы оправданным налогоплательщиками. А устанавливать  налоги по принципу – «сколько бы ни было – все равно заставим» - не лучший путь.
     Роман Соловьев, генеральный директор ЗАО «Деловые услуги», www.delus.ru

P.s. Разумно было бы вообще отказаться от транспортного налога в том виде, в котором он предусмотрен Налоговым кодексом.  Нужно просто увеличить акцизы на топливо: кто больше пользуется транспортом и дорогами – тот больше потребляет топлива, тот больше платит налогов. Все честно, справедливо, и гораздо проще администрируется -  производителей топлива на несколько порядков меньше, чем владельцев транспортных средств.