Налоговое законодательство для малого бизнеса должно быть стабильным. май 2002
В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено замечательное правило, согласно которому "В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации". То есть, законом установлен 4-летний мораторий на ухудшение налогового законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства.
К сожалению, судебная практика последних лет демонстрировала необоснованное неприменение данной нормы или, лучше сказать, ее "обход". При введении налога с продаж и налога на добавленную стоимость для частных предпринимателей, некоторые суды констатировали, что от введения новых налогов положение налогоплательщиков не ухудшилось, так как налоги эти косвенные, и "платит" их конечный потребитель. Фундаментальное экономическое понятие эластичности спроса (падение спроса на товар при увеличении его цены, что обычно происходит при введении новых косвенных налогов), судами в расчет не принималось. Не учитывались и дополнительные издержки, связанные с ведением субъектом малого предпринимательства специального налогового учета и отчетности.
И вот, хорошая новость. Конституционный суд РФ, в своем Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О указал, что:
"...ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. В случае введения НДС для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы НДС в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
...новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Таким образом, введение статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности (часть первая статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").
Заявитель (налогоплательщик), если он полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее установленными, вправе защитить свои права налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого относится и выбор подлежащих применению норм с учетом, в частности, сформулированного в Конституции Российской Федерации запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы и изложенной в настоящем Определении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации".
Таким образом, если частный предприниматель был зарегистрирован до появления главы 21 НК РФ, можно попытаться продлить существование без НДС в судебном порядке еще на пару лет.