Пени и штрафы: налогоплательщик может изменить решение
налогового органа по результатам выездной налоговой проверки
Опыт работы с актами налоговых проверок показывает, что в ряде случаев налоговые органы допускают ошибки, нарушая Налоговый кодекс РФ. При этом складывается впечатление, что, принимая решения, налоговые органы рассчитывают на нерешительность организации в отстаивании своих прав.
Цель настоящей статьи – обратить внимание налогоплательщиков на возможность изменить решение налогового органа в части необоснованно начисленных штрафов и пеней без обращения в суд. Достаточно подать жалобу в вышестоящий орган (например, для обжалования решений районных ИФНС города Новосибирска необходимо подавать жалобу в УФНС по Новосибирской области). При этом никаких госпошлин уплачивать не нужно.
Так, в результате рассмотрения жалобы, поданной одним из клиентов, по истечении одного месяца Управлением ФНС вынесено решение об изменении решения районной ИФНС по результатам выездной налоговой проверки. В результате:
- уменьшен налог на прибыль на 5,9 тыс.руб.
- уменьшены пени по налогу на прибыль на 82,9 тыс.руб.;
- уменьшены штрафы по НДС и налогу на прибыль на 3,3 тыс.руб.
Ниже изложены практические ситуации, в которых положения акта проверки районной ИФНС были обжалованы в пользу налогоплательщика.
Пример 1 . Инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности и начислила штрафы за пределами трехлетнего срока давности, что не соответствует ст.109 и ст.113 НК РФ:
«Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности)» (п.1 ст.113 НК РФ).
Обращаем внимание, что три года должны исчисляться по дате акта выездной налоговой проверки.
В то же время, по мнению налоговых органов к пени указанный порядок применить нельзя. Основание: в соответствии с п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах (п.2 ст. 75 НК РФ). Действующее налоговое законодательство не содержит нормы, запрещающей взыскивать в установленном порядке налог и пени, начисленные по результатам выездной налоговой проверки.
Пример 2. Инспекция исчислила сумму недоимки и штрафов с арифметическими ошибками.
Например, согласно Акта ИФНС
«Занижение начисленного налога на прибыль составило за 2004 год по сроку уплаты 28.03.2005 г. – 228 980,00 руб.
Занижение налога к доплате за год по сроку уплаты 28.03.2005г. – 234 874,00 руб.
Указанное правонарушение влечет за собой налоговую ответственность на основании п.1 ст.122 части I Налогового Кодекса РФ: неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога – 46974,0 руб.»
В данном случае из содержания Акта непонятно как ИФНС была определена сумма «занижения налога к доплате за год» (234 874 руб.), так как эта сумма не может быть больше суммы «начисленного налога» за 2004 г. (228 980 руб.)
Как следствие, сумма налога, штрафа и пени, подлежащая взысканию, определена неверно.
Пример 3. ИФНС включило в Акт пени на суммы недоимки, имеющейся у организации до проведения выездной налоговой проверки.
Обращаем внимание, что суммы недоимки по налогам и соответствующие пени подлежат взысканию в порядке, установленном ст.ст. 46, 47, 48, 70 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ к пеням применяется тот же порядок прину-дительного взыскания, который установлен законодательством применительно к недоимке.
Ст.70 НК РФ устанавливает, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и пени либо в десятидневный срок после вынесения решения по результатам налоговой проверки. В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ, если налогоплательщик добровольно не уплатил сумму задолженности по налогу и пени, налоговый орган принимает решение о взыскании недоимки и пени, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ бесспорное взыскание задолженности ограничено двухмесячным сроком, по истечении которого налоговый орган в пределах шести месяцев вправе произвести взыскание в судебном порядке.
Таким образом, вынесение налоговым органом решений о взыскании пени с сумм, начисленных на недоимку, которая не относится к результатам выездной налоговой проверке, необоснованно и противоречит Налоговому кодексу РФ.
Пример 4. ИФНС начислило и включило в Акт пени на суммы доначисленных ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, рассчитанных исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период.
Здесь необходимо сделать оговорку о том, что возможность оспорить такие пени была у организации в силу редакции ст. 58 и ст. 75 Налогового кодекса РФ, действующей до внесения изменений в них Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.
В условиях новой редакции ст. 58 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2007 г., пени будут начисляться в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей, вне зависимости от того, каким образом они определяются: на основе предполагаемой или фактической налоговой базы. Это подтверждает и Минфин РФ в Письме от 20.07.2006 N 03-03-04/1/600.
Но при этом установлено, что нарушение порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей не будет рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к налоговой ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Таким образом, получив решение налогового органа по результатам проверки, налогоплательщику стоит обратить особое внимание на соответствие документа требованиям Налогового кодекса РФ. При наличии претензий воспользоваться правом, закрепленным в ст. 137 Налогового кодекса РФ: каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если по мнению этого лица такие акты нарушают его права. При этом необходимо учитывать, что жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п.2 ст. 139 НК РФ).
Еще одна из причин использовать такой вариант урегулирования спорных вопросов: подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 Налогового кодекса РФ (ст. 138 НК РФ).
Подготовлено аудиторами компании «Новосибирск-Аудит»
Май 2007