Порядок взыскания налоговым органом задолженности по пени. сентябрь 2003
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ является пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст.75 НК РФ):
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.
На практике часто возникает ситуация когда возникшая задолженность налогоплательщика по пене "повисает" на его лицевом счете, а налоговый орган в силу различных причин не пытается ее взыскать в установленный законом срок. Нередки случаи, когда на лицевом счете налогоплательщика числится задолженность по пене, возникшая еще в 90-х годах прошлого века. При этом налоговый орган упорно считает налогоплательщика должником и включает соответствующие суммы задолженности по пене в акты сверки.
По нашему мнению такие действия налоговых органов не вполне соответствуют Налоговому Кодексу РФ.
В соответствии со ст.70 НК РФ, налоговый орган, обнаружив факт неполной уплаты налога в установленный законом срок должен не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога направить налогоплательщику требование об уплате налога и пени.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета (ст.69 НК РФ).
Решение о бесспорном взыскании сумм задолженности по налогам (пени) может быть принято не позднее 60 дней после истечение срока исполнения требования об уплате налога (ч.3 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что срок давности, установленный ч.3 ст.48 НК РФ для обращения налогового органа в суд о взыскании недоимки с налогоплательщика-физлица (6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога) должен применяться судами и в отношении налогоплательщиков-юридических лиц. В случае пропуска указанного срока, суд отказывает налоговому органу в удовлетворении требований к юридическому лицу.
Таким образом, задолженность юридических лиц по пене, не взысканная в установленном законом порядке и сроки по сути прощается налогоплательщику. К сожалению, законодатель прямо не указал этого в Налоговом Кодексе. В результате лицевые счета налогоплательщиков содержат недостоверную информацию, что вредит как деловой репутации предприятий, так и статистике государственных финансов.