Реструктуризация задолженности перед бюджетом. сентябрь 2001
С 1997 года, когда вышло первое постановление Правительства РФ о реструктуризации задолженности налогоплательщиков перед федеральным бюджетом, прошло достаточно времени, чтобы предприятия могли оценить для себя возможности, предоставляемые реструктуризацией и недостатки действующих порядков реструктуризации.
23 мая 2001 г Правительством РФ были внесены изменения в Постановление Правительства №1002 от 03.09.1999г. "О порядке реструктуризации:" и соответственно в "Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам". Одним из пунктов изменений является предупреждение Правительства, что реструктуризация долгов перед бюджетом в 2001 году проводится в последний раз. В связи с этим, представляется интересным коротко рассмотреть имеющиеся пока возможности.
Напомним коротко основные положения реструктуризации (п.4, 5 Порядка):
В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.
С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка (3 сентября 1999 года ставка ЦБ РФ составляла 55 % годовых, соответственно, проценты уплачиваются в размере 5,5% годовых).
Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (исключая подлежащие к взысканию на основании решений судебных органов), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации - списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
Право на реструктуризацию задолженности, при подаче заявления с 01.05.2001 по 01.12.2001г. предоставляется при условии полного внесения организацией сумм текущих налоговых платежей с начала 2001 года по 1 число месяца, в котором было принято решение о реструктуризации. При этом размер реструктурируемой задолженности не может быть более задолженности по состоянию на 1 число месяца, в котором принято решение о реструктуризации.
Помимо непосредственно получения отсрочек по уплате налогов, пени и штрафов, реструктуризация позволяет приостановить действия налоговых органов по принудительному взысканию задолженности. В частности, открыть расчетный счет.
Таким образом, в определенных случаях реструктуризация может значительно облегчить финансовую деятельность предприятия и улучшить финансовое состояние. Вместе с тем, реструктуризация поможет только тем предприятиям, которые сбалансировали свою текущую деятельность, имеют возможность в полном объеме вносить текущие налоговые платежи. В противном случае, право на реструктуризацию утрачивается (п.7 Порядка)
А это значит, что начало реструктуризации имеет смысл совместить с проведением финансовой реорганизации бизнеса, с оптимизацией финансовых потоков и налоговых выплат. То есть, в реструктуризацию предприятие должно войти, имея минимальный из возможных уровень текущих налоговых платежей.