Место нахождения юридического лица
Январь 2003
Комментарии к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"
Несмотря на то, что с момента вступления в силу Закона о государственной регистрации юридических лиц прошло уже более полугода, хозяйственная практика все еще сталкивается с неоднозначной трактовкой различными государственными инстанциями понятия "место нахождения юридического лица". Путаница возникает из того обстоятельства, что место фактического нахождения исполнительного органа юрлица и место нахождения юрлица, указанное в учредительных документах, часто не совпадают. Возникает вопрос, где должна происходить государственная регистрация юрлица и его постановка на учет в различных контролирующих органах? Позволим себе небольшие комментарии к этому вопросу.
В соответствии с п.2. статьи 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. При этом государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
То есть, место нахождения юридического лица определяется не тем адресом, что указан в учредительных документах, а местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Да, в соответствии с п.3 статьи 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Но исходя из смысла закона, это требование к юридическому лицу, а не к порядку его государственной регистрации.
В п.2 статьи 8 Закона "О государственной регистрации юридических лиц" также указано, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а не по адресу, указанному в учредительных документах.
Следует отметить также, что в соответствии с п.1 статьи 5 Закона "О государственной регистрации юридических лиц" в государственном реестре содержатся сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп.в)). Никаких других адресов юридического лица в государственном реестре не содержится.
Относительно порядка изменения места нахождения юридического лица, можно отметить следующее.
Статья 18 Закона "О государственной регистрации юридических лиц" разделяет два вида действий, связанных с внесением изменений в государственный реестр: это либо (1) государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, либо (2) внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. При этом в п.4 указанной статьи четко определено:
"В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица".
То есть, перемена места нахождения юридического лица увязана законодателем с понятием "внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, но не связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица", а не с понятием "государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица". При этом порядок действий регистрирующего органа однозначно определен: регистрирующий орган должен переслать регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Такая трактовка Закона подтверждается также содержанием Формы №Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г №439: в разделе 4 указанной Формы заявитель должен указать, что изменения вносятся в либо в сведения о месте нахождения юридического лица (указываются на листе А), либо в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (указываются на листе Б).
Таким образом, в случае, если производственная необходимость, коммерческая целесообразность или иные обстоятельства заставляют единоличный исполнительный орган юридического лица (генерального директора или директора) изменить место своего постоянного места нахождения, он уведомляет об этом регистрирующий орган по форме N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы". Регистрирующий орган обязан в пятидневный срок внести запись в реестр об изменении места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, выдать свидетельство о внесении изменений в государственный реестр по форме N Р50003 - "Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц" и переслать регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица