Обязательный аудит: что если не проходить?

 

Ноябрь 1999

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установил состав бухгалтерской отчетности организаций, включающий аудиторское заключение, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Федеральными законами, требующими обязательной проверки организация являются, например, Закон об акционерных обществах (в отношении ОАО), Закон о банках и банковской деятельности.

Однако, в отношении ответственности за неисполнение этого пункта закона, имеется лишь общая ссылка: (статья 18 Закона о БУ)

"Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации."

Более конкретный размер ответственности за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки установлен Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263): (п.7)

"Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:

штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом ММОТ;

штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом ММОТ.

Суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации."

Критерии обязательности прохождения ежегодной аудиторской проверки установлены помимо указанных федеральных законов Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355. Согласно постановлению обязательной проверке подлежат:

1. Открытые акционерные общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

2. Банки и другие кредитные учреждения;

3. Страховые организации и общества взаимного страхования;

4. Товарные и фондовые биржи;

5. Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

6. Внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

7. Благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

8. Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;

9. Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности;

- объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации ММОТ;

- суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации ММОТ.

Что касается позиции налоговых органов по данному вопросу, то она иллюстрируется следующим письмом:

Письмо Госналогслужбы РФ от 3 февраля 1998 г. N ВК-6-16/76 "О взыскании штрафов в случаях уклонения экономических субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок"

"По информации, поступающей в Госналогслужбу России, целым рядом экономических субъектов допускаются нарушения норм Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и принятого во исполнение этого Указа постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.94 г. N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" (с изменениями и дополнениями), в части проведения обязательных аудиторских проверок бухгалтерской отчетности.

В связи с этим, государственным налоговым инспекциям необходимо в случаях уклонения экономических субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок, когда это нарушение каким-либо образом затрудняет осуществление налогового контроля, предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании штрафов в соответствии с пунктом 7 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2263."

Очевидно, официальные размеры финансовых санкций не так велики по сравнению с размерами гонораров аудиторских компаний. Однако, если рассматривать обязательный внешний аудит не как необходимое зло, а как способ реально оценить финансовое состояние компании, как способ избежать многих налоговых и управленческих проблем в будущем, как способ повысить финансовую репутацию компании в глазах ее клиентов и деловых партнеров, то плата за аудит не покажется столь высокой. Опыт показывает, что размер оплаты услуг хорошей независимой аудиторской компании обычно лежит в пределах 0.1-0.5 % от годового оборота проверяемого предприятия. Вряд ли руководство предприятия всерьез задумывается при принятии прочих хозяйственных решений, влияющих на одну десятую процента от годового оборота предприятия. Вместе с тем, хороший аудитор может спасти предприятию гораздо более серьезные суммы (либо дать гарантии защиты на будущее).