Управление холдингом: построение юридической схемы управления. февраль 2000

 

В одной из предыдущих статей ("Оптимизация налоговой структуры бизнеса") мы рассматривали целесообразность разделения бизнеса, контролируемого одним собственником (группой собственников) на несколько юридических лиц. Напомним, что "бизнес" мы определили как совокупность активов и регулярных сделок, контролируемых определенным лицом (группой лиц). Однако, в деловой практике встречается и обратная ситуация, когда необходимо консолидировать бизнес в рамках определенной юридической структуры, например, в виде холдинга - консолидированного владельца контрольных пакетов юридических лиц, входящих в бизнес. Это может быть вызвано необходимостью получения крупного кредита либо публичного размещения ценных бумаг (выход на фондовый рынок). Причиной также может быть потеря управляемости бизнеса в случае, если первоначально он создавался без четкой структуры управления, либо создатели первоначально единого бизнеса решили разойтись.

Оставляя читателю обоснование консолидации его бизнесов в холдинг (такая необходимость может возникнуть по целому ряду причин), рассмотрим некоторые основные моменты, связанные с построением юридической схемы управления холдингом.

Во-первых, для построения эффективной схемы управления необходимо предварительно ответить на следующие вопросы:

  • Сколько самостоятельных бизнесов (по принципу работы на внешних потребителей и относительной самостоятельности руководителя) планируется иметь на первое время в рамках холдинга? Иными словами, сколько должно быть дочерних предприятий? Для этого необходимо провести анализ взаимозависимости и внутренней конкуренции бизнесов.
  • Сколько должно быть конечных собственников ? Людей, которые имеют право голоса в управлении и получают процент от доходов холдинга либо его дочерних предприятий.
  • Какой процент участия в дочерних предприятиях (либо только участия в прибылях) предоставить руководителям соответствующих предприятий?
  • Какие управленческие функции в отношении дочерних предприятий возьмет на себя холдинг?

 Во-вторых, необходимо сформулировать требования к юридической схеме управления холдингом.

Например, схема может предусматривать:

  • Решение стратегических вопросов в отношении каждого дочернего предприятия принадлежит собственникам холдинга;
  • Контроль над исполнительным руководством дочерних предприятий (возможность быстрой смены руководителя в случае необходимости);
  • Контроль над имуществом дочерних предприятий (невозможность несанкционированного вывода имущества за рамки холдинга);
  • Соблюдение антимонопольного законодательства и избежание иных законодательных ограничений;
  • Возможность оптимизации налогообложения в рамках юридической структуры холдинга;
  • Прочие требования.

В-третьих, нужно выделить управленческие функции, которые возьмет на себя холдинг в отношении принадлежащих ему предприятий.

Например, из следующего списка:
a) Маркетинг, клиенты, заказы, продажи;
b) Планирование, ценообразование;
c) Бухгалтерия, персонал;
d) Снабжение;
e) Производство и производственный учет;
f) Развитие и инвестиции;
g) Долгосрочное финансирование;
h) Оперативное финансирование.

Следующий этап - выбор организационно-правовой формы дочерних предприятий. Анализ различий между наиболее популярными организационно-правовыми формами предприятий - ЗАО и ООО - приведен в статье "ООО vs ЗАО" (Газета "Эпиграф", 1999 г). Здесь отметим лишь различия в правах владельцев соответствующих обществ. См. Таблицу1.

Коротко резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что ООО больше отвечает требованиям контроля, чем ЗАО. Вместе с тем, акции имеют ряд преимуществ в случае продажи бизнеса.

При формировании холдинга, необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства.

Основным ограничением прав доминирующего (но не 100%) акционера (участника), является невозможность единолично определять действия дочернего общества в отношении себя лично и своих аффилированных лиц (Законы "Об АО" и "Об ООО" регламентируют особый порядок заключения сделок, в которых имеется заинтересованность). Данное ограничение разрешается либо убеждением прочих акционеров, либо использованием неаффилированных в юридическом смысле контрагентов.

Ряд дополнительных ограничений накладывается Законом РФ "О конкуренции...":

  • Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен заявлением учредителей (одного из учредителей) в 15-дневный срок со дня государственной регистрации (внесения изменений в государственный реестр) о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
  • С предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

- приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
- получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;
- приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
Предварительное согласие на осуществление сделок, указанных выше, требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных выше, превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

  • В случае участия физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, или хозяйствующих субъектов, внесенных в Реестр по одной и той же товарной группе либо внесенных в Реестр по группам товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса, необходимо уведомление федерального антимонопольного органа этим лицом в 15-дневный срок после вхождения (избрания) в указанные органы или советы.

 Последний этап - разработка документов, из которых и будет состоять юридическая схема управления.

В общем случае она будет состоять из:

  • Устава головного предприятия и Уставов дочерних предприятий;
  • Решений собраний акционеров (участников) основного и дочерних предприятий
  • Внутренних положений об органах управления обществом (если соответствующие вопросы не отражены в Уставах);
  • Договоров (контрактов) с руководителями и (или) договоров с управляющими компаниями;
  • Доверенностей и приказов.

На основании вышеизложенного вы можете построить свою оптимальную схему консолидации и управления вашим бизнесом. Более точные рекомендации можно предложить лишь после анализа конкретной ситуации.

Таблица 1. Сравнительные права акционеров и участников обществ с ограниченной ответственностью

Акционерное общество

Общество с ограниченной ответственностью

Права акционеров - владельцев обыкновенных акций общества:

  • Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру - ее владельцу одинаковый объем прав.
  • Акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.

Права участников общества:

  • Участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и учредительными документами общества;
  • получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;
  • принимать участие в распределении прибыли;
  • продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества;
  • в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;
  • получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.