Налоговая арифметика
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конечно, никто не будет отрицать необходимость тратить часть своего полученного дохода на финансирование общественных благ. Однако, налоговые законы России устанавливаются не божественной силой, а посему, каждый налогоплательщик вправе задаться вопросом о рациональности (и даже справедливости) существующей налоговой системы.
Для начала попробуем расчетным путем установить, какое все-таки налоговое бремя несет предприятие сегодня. Возьмем в качестве примера юридическую фирму, оказывающую консультационные услуги населению. Допущения будут следующие: 50% от выручки – постоянные затраты (без учета налогов), необлагаемые НДС. Полученная за вычетом расходов и налогов с оборота добавленная стоимость распределяется пополам между предпринимателем (владельцем предприятия) и работниками (в виде зарплаты). Предприниматель желает истратить полученную прибыль на личные нужды. Получим следующую картину (с учетом округлений):
Эк. Показатель Налоги, сборы Выручка 100
Налог с продаж 5
НДС 16,7
Налог на пользователей а/д 2,2
Налог на содержание СКС 1,2
Постоянные затраты 50
Доб. Стоимость (прибыль + зарплата) 24,9
Зарплата (вкл. налоги и отчисления) 12,45
Налоги и отчисления на зарплату 4,2
Чистая зарплата (на руки) 8,25
Прибыль (вкл. налог на прибыль) 12,45
Налог на прибыль 3,8
Чистая прибыль 8,65
Подоходный налог на предприн-ля 1
Прибыль в распоряжении предприн-ля 7,65
Итого налогов -- 34,1
Заметим, что к общей сумме налогов мы не прибавили налог на имущество, налогов на содержание милиции и территории города, налог на рекламу, налог на прибыль с части расходов, превышающих установленные государством лимиты, повышенный подоходный налог и ряд других.
Таким образом, налоговое бремя в данном случае составляет:
34,1% от выручки,
213% от чистой добавленной стоимости (чистая зарплата+прибыль в распоряжении предпринимателя),
442% от чистой прибыли в распоряжении предпринимателя.
Иными словами, чтобы предпринимателю заработать 1 рубль прибыли, ему необходимо 4,4 рубля заплатить в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Конечно, при условии добросовестного внесения всех обязательных платежей. А ведь именно стремление предпринимателя к прибыли и должно быть началом экономического процесса (экономического развития).
Можно возразить, что допущения, принятые в расчете нереальны (относительно постоянной составляющей затрат). Любопытно было бы посмотреть на альтернативный вариант.
Конечно, такая налоговая ситуация вряд ли будет стимулом к расширению бизнеса. В итоге мы имеем ситуацию, что предприниматели в лучшем случае искусно оптимизируют налоговую структуру бизнеса, в худшем – вообще не платят налоги. И в свете выше сказанного бессмысленно взывать к гражданскому долгу, к упоминанию “соседок-старушек с мизерной пенсией”.
Какой уровень налогов необходим? Сколько предприниматели согласны добровольно платить? Какой уровень налогов был бы оптимален?
Рассмотрим некоторые статистические данные, характеризующие российский бюджет:
Характеристики госрасходов РФ, (источник: www.minfin.ru,www.nalog.ru)
млрд.руб(новые цены) и в % к ВВП
1995 1996 1997 1998 1 пол.1999
ВВП, млрд.р. 1630 2256 2675 2684 1703
Доходы фед.бюд. 14,2% 14,2% 12,1% 11,3% 13,3%
Расходы фед.бюд. 16,9% 17,7% 15,3% 14,4% 16,9%
Бюджеты терр-й 184 138
по дох.(% к ВВП) 6,8% 138
Получается, что для финансирования консолидированного бюджета России (без учета внебюджетных соц. фондов) необходимо тратить около 25% ВВП. Напомним, что ВВП по доходам считается как сумма валовых доходов физлиц (зарплаты), валовой прибыли организаций, амортизации и косвенных налогов на бизнес.
В нашем примере, фирма создала свой вклад в ВВП в размере 50 ед., соответственно разумный суммарный налог должен составить 25%Х50ед.= 12,5 ед.. И разумное налоговое бремя будет:
12,5% от выручки,
33,3% от чистой добавленной стоимости,
67,2% от чистой прибыли.
Мы также не приняли в расчет, что значительная часть российского ВВП создается теневой экономикой. Упрощенная система налогообложения выведет из тени многих предпринимателей, так что реально единый налог можно будет еще снизить (по различным оценкам в 1.5-2 раза).
Речь не идет о том, что единый налог должен быть похож на НДС, речь сейчас идет только о размере налоговой нагрузки на предприятия.
Теперь что касается “старушек-пенсионерок”. Логично, что современные пенсионеры уже заработали свои пенсии. И в момент всеобщей приватизации руководители страны должны были предусмотреть создание активов для пенсионного фонда, которые по нашим оценкам должны составлять около 900 млрд. рублей (около трети “белого” годового ВВП России). Такие активы могут генерировать, по текущей ставке рефинансирования – 55% годовых, ежемесячный денежный поток в 40 млрд. рублей, чтобы выплачивать каждому пенсионеру по 1000 рублей в месяц. И не вина современных предпринимателей, что такие активы не были созданы в свое время и не создаются сейчас.
Теперь рассмотрим справедливость ставок отчислений в пенсионный фонд для современных работников (будущих пенсионеров). Простая задача: человек, начиная с 22-х лет, отчисляет 29% заработка в пенсионный фонд ((1+28)% – для педантов). Сколько денег он будет иметь на своем пенсионном счету к 60-ти годам? Стандартный ответ чиновников: 29% Х 38 лет = 1102% от своей годовой зарплаты. Ответ неверен, так как не учтены проценты за пользования деньгами в течение рабочей жизни человека. Исправим ошибку, используя текущую ставку рефинансирования:
Год Годовая зарплата = 100% Пенс. отчисления енс.отч. c учетом процента (55% годовых) Годовая зарплата = 60000 р Пенс.отч. С учетом процента (55% годовых), руб Пенс.отч. С учетом процента (5% годовых), руб
1 100 29 319647145 60000 191 788 287 181/TD> 105 816
2 100 29 206223965 60 000 123 734 378 827 100 778
3 100 29 133047719 60 000 79 828 631 501 95 979
4 100 29 85837238 60 000 51 502 342 904 91 408
5 100 29 55378863 60 000 33 227 318 003 87 055
6 100 29 35728299 60 000 21 436 979 356 82 910
7 100 29 23050515 60 000 13 830 309 262 78 962
8 100 29 14871300 60 000 8 922 780 169 75 202
9 100 29 9594387 60 000 5 756 632 367 71 621
10 100 29 6189927 60 000 3 713 956 366 68 210
11 100 29 3993501 60 000 2 396 100 881 64 962
12 100 29 2576453 60 000 1 545 871 536 61 869
13 100 29 1662227 60 000 997 336 475 58 923
14 100 29 1072405 60 000 643 442 887 56 117
15 100 29 691874 60 000 415 124 443 53 445
16 100 29 446370 60 000 267 822 221 50 900
17 100 29 287981 60 000 172 788 530 48 476
18 100 29 185794 60 000 111 476 471 46 167
19 100 29 119867 60 000 71 920 304 43 969
20 100 29 77334 60 000 46 400 196 41 875
21 100 29 49893 60 000 29 935 610 39 881
22 100 29 32189 60 000 19 313 297 37 982
23 100 29 20767 60 000 12 460 192 36 173
24 100 29 13398 60 000 8 038 833 34 451
25 100 29 8644 60 000 5 186 344 32 810
26 100 29 5577 60 000 3 346 028 31 248
27 100 29 3598 60 000 2 158 728 29 760
28 100 29 2321 60 000 1 392 728 28 343
29 100 29 1498 60 000 898 534 26 993
30 100 29 966 60 000 579 699 25 708
31 100 29 623 60 000 374 000 24 484
32 100 29 402 60 000 241 290 23 318
33 100 29 259 60 000 155 671 22 207
34 100 29 167 60 000 100 433 21 150
35 100 29 108 60 000 64 795 20 143
36 100 29 70 60 000 41 804 19 184
37 100 29 45 60 000 26 970 18 270
38 100 29 29 60 000 17 400 17 400
Итог 3800 1102 900 823 720 2280000 540 494 232 239р. 1 874 146р.
Таким образом, современный выпускник ВУЗа, имеющий среднемесячную зарплату 5000 рублей, и отчисляющий 29% от нее в пенсионный фонд, должен иметь к 60-ти годам на своем пенсионном счету 540 млрд.рублей. Впечатляет? Арифметика беспристрастна. Конечно, все дело в высокой ставке рефинансирования – 55% годовых. Но даже при 5% ставке рефинансирования (нормальной для нормальных стран) будущий пенсионер должен иметь почти два миллиона рублей на счете. А ведь совсем недавно ставка рефинансирования была больше 200% годовых (при тех же ставках пенсионных отчислений). Государство должно отчитываться перед налогоплательщиками не только за суммы прямых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, но и за их доходное использование.
Наконец, позволим себе поставить перед нашими законодателями и защитниками существующей налоговой системы несколько вопросов относительно не размеров налоговых платежей, но порядка их исчисления и уплаты.
Почему в нашей налоговой системе существуют несколько налогов, исчисляемых с одной базы? Например, налог на пользователей автодорог и налог на содержание объектов соцкультсферы. Зачем это усложнение?
Почему налогоплательщик сам должен заполнять массу платежных поручений по налогам, вместо того, чтобы всю сумму налогов перечислять на один счет? А казначейство пусть само распределяет полученные средства согласно утвержденным в бюджете пропорциям.
Зачем исчислять подоходный налог и социальные отчисления с доходов бюджетников? Имеет место два встречных денежных потока вместо одного необходимого.
Зачем нам четыре внебюджетных фонда (ПФ, ФОМС, ФСС, ФЗ), собирающих деньги с плательщиков? Четыре организации, имеющие филиалы, каждый филиал работает с каждым налогоплательщиком, тогда как сбор денег во внебюджетные фонды может осуществлять один из них. Распределяют пусть четверо, а собирать ведь может один, существующими силами.
Наше государство настолько богато, чтобы платить пособия по безработице, не требуя ничего взамен? Люди, получающие пособия, могли бы отрабатывать эти деньги на общественных работах, строить дороги и т.п.
В заключение, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что гражданский долг состоит не в том, чтобы безропотно платить установленные не лучшими представителями страны налоги. А в том, чтобы возможными цивилизованными способами (через участие в политической деятельности, через формирование общественного мнения, через предложение обоснованных вариантов) двигать существующую налоговую систему страны к некоторому разумному образцу.
© ЗАО "Деловые услуги" 1998-2005. Перепечатка и дальнейшее распространение материалов сайта разрешается при указании адреса источника и названия компании "Деловые услуги". Представленная на сайте информация не является руководством к действию и носит информационный и рекомендательный характер. Компания ЗАО "Деловые услуги" не несет ответственность за практическое применение приведенных рекомендаций без участия специали