Налоговая арифметика

     В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конечно, никто не будет отрицать необходимость тратить часть своего полученного дохода на финансирование общественных благ. Однако, налоговые законы России устанавливаются не божественной силой, а посему, каждый налогоплательщик вправе задаться вопросом о рациональности (и даже справедливости) существующей налоговой системы.
     Для начала попробуем расчетным путем установить, какое все-таки налоговое бремя несет предприятие сегодня. Возьмем в качестве примера юридическую фирму, оказывающую консультационные услуги населению. Допущения будут следующие: 50% от выручки – постоянные затраты (без учета налогов), необлагаемые НДС. Полученная за вычетом расходов и налогов с оборота добавленная стоимость распределяется пополам между предпринимателем (владельцем предприятия) и работниками (в виде зарплаты). Предприниматель желает истратить полученную прибыль на личные нужды. Получим следующую картину (с учетом округлений):

                                                                     Эк. Показатель         Налоги, сборы Выручка                                                                         100                        
Налог с продаж                                                                                          5
НДС                                                                                                            16,7
Налог на пользователей а/д                                                                      2,2
Налог на содержание СКС                                                                       1,2
Постоянные затраты                                                    50                          
Доб. Стоимость (прибыль + зарплата)                      24,9                       
Зарплата (вкл. налоги и отчисления)                         12,45                     
Налоги и отчисления на зарплату                                                           4,2
Чистая зарплата (на руки)                                           8,25                       
Прибыль (вкл. налог на прибыль)                              12,45                     
Налог на прибыль                                                                                     3,8
Чистая прибыль                                                           8,65                       
Подоходный налог на предприн-ля                                                        1
Прибыль в распоряжении предприн-ля                    7,65                       
Итого налогов                                                             --                          34,1
     Заметим, что к общей сумме налогов мы не прибавили налог на имущество, налогов на содержание милиции и территории города, налог на рекламу, налог на прибыль с части расходов, превышающих установленные государством лимиты, повышенный подоходный налог и ряд других.
     Таким образом, налоговое бремя в данном случае составляет:
34,1% от выручки,
213% от чистой добавленной стоимости (чистая зарплата+прибыль в распоряжении предпринимателя),
442% от чистой прибыли в распоряжении предпринимателя.
     Иными словами, чтобы предпринимателю заработать 1 рубль прибыли, ему необходимо 4,4 рубля заплатить в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Конечно, при условии добросовестного внесения всех обязательных платежей. А ведь именно стремление предпринимателя к прибыли и должно быть началом экономического процесса (экономического развития).
     Можно возразить, что допущения, принятые в расчете нереальны (относительно постоянной составляющей затрат). Любопытно было бы посмотреть на альтернативный вариант.
     Конечно, такая налоговая ситуация вряд ли будет стимулом к расширению бизнеса. В итоге мы имеем ситуацию, что предприниматели в лучшем случае искусно оптимизируют налоговую структуру бизнеса, в худшем – вообще не платят налоги. И в свете выше сказанного бессмысленно взывать к гражданскому долгу, к упоминанию “соседок-старушек с мизерной пенсией”.
     Какой уровень налогов необходим? Сколько предприниматели согласны добровольно платить? Какой уровень налогов был бы оптимален?
     Рассмотрим некоторые статистические данные, характеризующие российский бюджет:
Характеристики госрасходов РФ, (источник: www.minfin.ru,www.nalog.ru)
млрд.руб(новые цены) и в % к ВВП
                            1995          1996           1997          1998               1 пол.1999
ВВП, млрд.р.            1630        2256           2675         2684               1703
Доходы фед.бюд.        14,2%       14,2%       12,1%       11,3%          13,3%
Расходы фед.бюд.      16,9%        17,7%       15,3%       14,4%           16,9%
Бюджеты терр-й                                              184                                138
по дох.(% к ВВП)                                              6,8%                              138
     Получается, что для финансирования консолидированного бюджета России (без учета внебюджетных соц. фондов) необходимо тратить около 25% ВВП. Напомним, что ВВП по доходам считается как сумма валовых доходов физлиц (зарплаты), валовой прибыли организаций, амортизации и косвенных налогов на бизнес.
     В нашем примере, фирма создала свой вклад в ВВП в размере 50 ед., соответственно разумный суммарный налог должен составить 25%Х50ед.= 12,5 ед.. И разумное налоговое бремя будет:
12,5% от выручки,
33,3% от чистой добавленной стоимости,
67,2% от чистой прибыли.
     Мы также не приняли в расчет, что значительная часть российского ВВП создается теневой экономикой. Упрощенная система налогообложения выведет из тени многих предпринимателей, так что реально единый налог можно будет еще снизить (по различным оценкам в 1.5-2 раза).
     Речь не идет о том, что единый налог должен быть похож на НДС, речь сейчас идет только о размере налоговой нагрузки на предприятия.
     Теперь что касается “старушек-пенсионерок”. Логично, что современные пенсионеры уже заработали свои пенсии. И в момент всеобщей приватизации руководители страны должны были предусмотреть создание активов для пенсионного фонда, которые по нашим оценкам должны составлять около 900 млрд. рублей (около трети “белого” годового ВВП России). Такие активы могут генерировать, по текущей ставке рефинансирования – 55% годовых, ежемесячный денежный поток в 40 млрд. рублей, чтобы выплачивать каждому пенсионеру по 1000 рублей в месяц. И не вина современных предпринимателей, что такие активы не были созданы в свое время и не создаются сейчас.
     Теперь рассмотрим справедливость ставок отчислений в пенсионный фонд для современных работников (будущих пенсионеров). Простая задача: человек, начиная с 22-х лет, отчисляет 29% заработка в пенсионный фонд ((1+28)% – для педантов). Сколько денег он будет иметь на своем пенсионном счету к 60-ти годам? Стандартный ответ чиновников: 29% Х 38 лет = 1102% от своей годовой зарплаты. Ответ неверен, так как не учтены проценты за пользования деньгами в течение рабочей жизни человека. Исправим ошибку, используя текущую ставку рефинансирования:

Год Годовая зарплата = 100%   Пенс. отчисления  енс.отч. c учетом процента (55% годовых)  Годовая зарплата = 60000 р  Пенс.отч. С учетом процента (55% годовых), руб          Пенс.отч. С учетом процента (5% годовых), руб
1       100        29         319647145    60000          191 788 287 181/TD> 105 816
2       100        29        206223965    60 000         123 734 378 827    100 778
3       100        29         133047719    60 000           79 828 631 501      95 979
4       100        29          85837238     60 000           51 502 342 904      91 408
5       100        29          55378863     60 000           33 227 318 003      87 055
6       100        29          35728299     60 000           21 436 979 356      82 910
7       100        29          23050515     60 000           13 830 309 262      78 962
8       100        29          14871300     60 000           8 922 780 169       75 202
9       100        29          9594387      60 000           5 756 632 367       71 621
10      100        29         6189927      60 000           3 713 956 366       68 210
11      100        29          3993501      60 000           2 396 100 881       64 962
12      100        29          2576453      60 000           1 545 871 536       61 869
13      100        29          1662227      60 000           997 336 475         58 923
14      100        29           1072405      60 000           643 442 887         56 117
15      100        29            691874       60 000           415 124 443         53 445
16      100        29            446370       60 000           267 822 221         50 900
17      100        29             287981       60 000           172 788 530         48 476
18      100        29             185794       60 000           111 476 471         46 167
19      100        29             119867       60 000           71 920 304          43 969
20      100        29                77334        60 000           46 400 196          41 875
21      100        29               49893        60 000           29 935 610          39 881
22      100        29               32189        60 000           19 313 297          37 982
23      100        29               20767        60 000           12 460 192          36 173
24      100        29              13398        60 000           8 038 833           34 451
25      100        29              8644         60 000           5 186 344           32 810
26      100        29               5577         60 000           3 346 028           31 248
27      100        29               3598         60 000           2 158 728           29 760
28      100        29              2321         60 000           1 392 728           28 343
29      100        29               1498         60 000           898 534             26 993
30      100        29               966          60 000           579 699             25 708
31      100        29              623          60 000           374 000             24 484
32      100        29                402          60 000           241 290             23 318
33      100        29                259          60 000           155 671             22 207
34      100        29                167          60 000           100 433             21 150
35      100        29                108          60 000           64 795              20 143
36      100        29                70           60 000           41 804              19 184
37      100        29                45           60 000           26 970              18 270
38      100        29                  29           60 000           17 400              17 400
Итог 3800     1102     900 823 720  2280000      540 494 232 239р. 1 874 146р.
     Таким образом, современный выпускник ВУЗа, имеющий среднемесячную зарплату 5000 рублей, и отчисляющий 29% от нее в пенсионный фонд, должен иметь к 60-ти годам на своем пенсионном счету 540 млрд.рублей. Впечатляет? Арифметика беспристрастна. Конечно, все дело в высокой ставке рефинансирования – 55% годовых. Но даже при 5% ставке рефинансирования (нормальной для нормальных стран) будущий пенсионер должен иметь почти два миллиона рублей на счете. А ведь совсем недавно ставка рефинансирования была больше 200% годовых (при тех же ставках пенсионных отчислений). Государство должно отчитываться перед налогоплательщиками не только за суммы прямых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, но и за их доходное использование.
     Наконец, позволим себе поставить перед нашими законодателями и защитниками существующей налоговой системы несколько вопросов относительно не размеров налоговых платежей, но порядка их исчисления и уплаты.
     Почему в нашей налоговой системе существуют несколько налогов, исчисляемых с одной базы? Например, налог на пользователей автодорог и налог на содержание объектов соцкультсферы. Зачем это усложнение?
     Почему налогоплательщик сам должен заполнять массу платежных поручений по налогам, вместо того, чтобы всю сумму налогов перечислять на один счет? А казначейство пусть само распределяет полученные средства согласно утвержденным в бюджете пропорциям.
     Зачем исчислять подоходный налог и социальные отчисления с доходов бюджетников? Имеет место два встречных денежных потока вместо одного необходимого.
     Зачем нам четыре внебюджетных фонда (ПФ, ФОМС, ФСС, ФЗ), собирающих деньги с плательщиков? Четыре организации, имеющие филиалы, каждый филиал работает с каждым налогоплательщиком, тогда как сбор денег во внебюджетные фонды может осуществлять один из них. Распределяют пусть четверо, а собирать ведь может один, существующими силами.
     Наше государство настолько богато, чтобы платить пособия по безработице, не требуя ничего взамен? Люди, получающие пособия, могли бы отрабатывать эти деньги на общественных работах, строить дороги и т.п.
     В заключение, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что гражданский долг состоит не в том, чтобы безропотно платить установленные не лучшими представителями страны налоги. А в том, чтобы возможными цивилизованными способами (через участие в политической деятельности, через формирование общественного мнения, через предложение обоснованных вариантов) двигать существующую налоговую систему страны к некоторому разумному образцу.
© ЗАО "Деловые услуги" 1998-2005. Перепечатка и дальнейшее распространение материалов сайта разрешается при указании адреса источника и названия компании "Деловые услуги". Представленная на сайте информация не является руководством к действию и носит информационный и рекомендательный характер. Компания ЗАО "Деловые услуги" не несет ответственность за практическое применение приведенных рекомендаций без участия специали