НДС должен быть отменен.

НДС должен быть отменен
21/11/2012
Роман Соловьев, генеральный директор компании «Деловые услуги»
www.delus.ru
Опубликовано на blog.pravo.ru/blog/6435.html
«Карфаген должен быть разрушен» - так по легенде заканчивал каждую свою публичную речь древнеримский госдеятель  Катон Старший.  Как  известно, Карфаген в итоге разрушили.  С не меньшей настойчивостью, полагаю,  профессиональные юристы и экономисты должны  выражать свое мнение по поводу необходимости отмены  НДС в нашей стране.  Может история повторится, и все-таки отменят ?..
Уже столько написано и сказано по поводу неэффективности и неудобности НДС  для всех – и налогоплательщиков и для государства, что должно быть совершенно очевидно:  есть в стране  лица, которым  наличие этого налога выгодно.
НДС неудобен бизнесу:
1) НДС дестимулирует (мягко говоря) бизнес:
- от налога страдает прежде всего высокоэффективный (если хотите - инновационный) бизнес, имеющий высокую долю добавленной стоимости в обороте (налоговая нагрузка - почти 1/5 от оборота);
- обложение авансов делает невыгодными крупные «интеллектуальные» проекты, в которых участвуют несколько партнеров. Например,  при последовательной передаче аванса от заказчика к генподрядчику, подрядчику и субподрядчику, государство забирает более половины аванса себе. Причем во всей производственной цепочке еще никто ничего не сделал, не продал, не заработал ;
2) НДС не имеет внятного экономического обоснования  - сумма налога слишком сильно может варьироваться вне зависимости от экономических результатов работы предприятия.  Даже получив убыток, предприятие может иметь значительную сумму налога к уплате. Налог изымает оборотные средства предприятия независимо от его доходности.
3) Все предприятия являются заложниками «добросовестности» своих поставщиков. Неоднозначная судебная практика позволяет загнать в угол любое предприятие, даже заключавшее исключительно реальные сделки (приобретение и использование реальных товаров и услуг). Застрахован только тот, кто ничего не покупает, т.е. – ничего не делает;
4) Честные налогоплательщики всегда и сильно проигрывают нечестным в конкурентной борьбе. 18% - очень большой «запас» рентабельности для «теневого» бизнеса и, соответственно, стимул для ухода в «тень»;
5) Налог требует значительных усилий по его учету и исчислению: требуются специальные первичные документы (счета фактуры), специальные учетные регистры (книги покупок и продаж), единственное назначение которых – учет самого налога;
6) Декларируемое законом освобождение экспорта на практике постоянно оборачивается судебными тяжбами;
7) Обложение импорта ограничивает  импорт современного оборудования и технологий, ставит бизнес в неравные условия с иностранными конкурентами.
При этом НДС неудобен и государству:
1) Сравнительная легкость искажения налоговых деклараций при одновременной сложности администрирования налога;
2) Получило широкое распространение использование «мусорных» компаний («могил» НДС). Наличие НДС стимулирует бизнес на регулярное обновление своих юридических структур (подавляющее большинство торговых компаний меняют свои юрлица каждые два-три года). Это в свою очередь воспитывает в бизнесе наплевательское отношение к остальным нормам и правилам – трудовым,  противопожарным, потребительским и прочим. Зачем напрягаться и соблюдать правила, если через год юрлицо  все-равно бросать?... ;
3) Экономическая бессмысленность двустороннего движения денег в бюджет и из бюджета. Цель любого налога – наполнение бюджета, значит, деньги должны идти от налогоплательщиков – к государству. В данном же случае, одновременно сосуществуют потоки уплаты НДС и его возмещения, и обслуживанием этого бестолкового процесса занято множество людей.  Причем, насколько мне известно, были периоды, когда поток денег  «из бюджета» превышал поток «в бюджет». Из чего следует еще одна проблема НДС –
4) Лжеэкспорт и прочие способы незаконного возмещения НДС из бюджета.
Почему же НДС до сих пор не отменен?  Ответ очевиден: некоторые компании (а точнее – люди в креслах госслужащих) имеют возможность без проблем изымать экспортный и просто зачетный НДС из бюджета. Или сравнительно «честно» оказывать соответствующие платные услуги реальному бизнесу.  То есть,  по сути,  воровать деньги из бюджета. Там где реальный экспортер получает отказ в возмещении НДС и вынужден месяцами в судебном порядке возвращать причитающееся, «фирмы-однодневки» под контролем чиновников без проблем получают возмещение на миллиарды рублей.  
Сколько можно?  Всеобщий налог с оплаченного оборота в размере 1-2% мог бы исключить все вышеуказанные недоразумения без потерь для бюджета страны. При этом снизилось бы количество посредников во всех экономических цепочках, ускорился оборот денежных средств. А насколько упростился бы сбор и администрирование налога,  и говорить не приходится.
Да, чуть не забыл: НДС должен быть отменен.